Русская Идея
КНИГА ПИСЕМ

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Апокалипсис говорит о России,
но дан для всего человечества

28 марта 2001 года

Первое письмо от Олега Щербак:

Здравствуйте. Насколько я понимаю, вы толкуете Апокалипсис применительно к России. Однако я хочу вам сказать, что вы глубоко ошибаетесь. Апокалипсис дан Богом всем народам. Поэтому те события, которые описаны в Апокалипсисе, имеют глобальное влияние на весь мир, а не только на Россию, как вы проповедуете. Неужели Россия чем-то отличается от всех остальных стран? Своим толкованием вы делаете Бога как бы лицеприятным. Поэтому еще раз повторяю: Апокалипсис принадлежит всем христианам в разных странах, и события, описанные в нем, имеют глобальный характер своего действия. Все это значит, что вы своим толкованием только вводите в заблуждение других людей. Советую вам в корне пересмотреть нынешнее ваше отношение к толкованию Апокалипсиса и считаться с достижениями других толкователей, которые, по крайней мере, толкуют эту книгу применительно ко всему человечеству.

Всего доброго, Shcerback Oleg V.

Oleg@vostock.marka.net.ua

ОТВЕТ:

Олег, здравствуйте! Спасибо за интересные и важные замечания. Свой ответ я пишу черным цветом, а ваш текст для удобства я выделил красным цветом.

*   *   *

«Апокалипсис дан Богом всем народам. Поэтому те события, которые описаны в Апокалипсисе, имеют глобальное влияние на весь мир, а не только на Россию, как вы проповедуете... Поэтому еще раз повторяю: Апокалипсис принадлежит всем христианам в разных странах, и события, описанные в нем, имеют глобальный характер своего действия».

ОТВЕТ:  Олег, напрасно вы так возмущаетесь. Дело в том, что я с вами согласен в том, что «Апокалипсис дан Богом всем народам, и события, которые описаны в Апокалипсисе, имеют глобальное влияние на весь мир, а не только на Россию». Я также с вами согласен в том, что «Апокалипсис принадлежит всем христианам в разных странах, и события, описанные в нем, имеют глобальный характер своего действия».

*   *   *

«Советую вам в корне пересмотреть нынешнее ваше отношение к толкованию Апокалипсиса и считаться с достижениями других толкователей, которые, по крайней мере, толкуют эту книгу применительно ко всему человечеству».

ОТВЕТ:  К сожалению, мне не ясно, о каких именно достижениях и каких именно толкователях у вас идет речь? Согласитесь, довольно трудно «считаться с достижениями других толкователей, которые толкуют Апокалипсис применительно ко всему человечеству», даже не зная про их имена. Впрочем, я предполагаю, что вы имели в виду кого-то из протестантов. Потому что православных авторов я знаю практически всех, а в Католической церкви, как известно, толковать что-либо имеет право один только Папа римский.

Лично я исходил из традиции древней Церкви, которая существовала до разделения церквей. Эта традиция не предполагает толковать символы Апокалипсиса применительно ко всему человечеству, но искать для них конкретные географические названия, конкретные страны и города. Например, св. Ириней Лионский († 202 г.) и св. Ипполит Римский († 235 г.) понимали под «вавилонской блудницей» (Откр. 17: 5) конкретный город - древний Рим, а в виде «зверя багряного с 7 головами и 10 рогами» (Откр. 17: 3) представляли себе Римское царство. Впрочем, Андрей Кесарийский, живший гораздо позже, уже этого не утверждает, но он также считает, что это будет конкретное царство.

Андрей Кесарийский:

«Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах; семью же главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста. Ибо прежний Рим лишился царской державы еще с давнего времени, разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если сие допустим, то уничтожится город, владычествующий ныне [Константинополь – А.М.], ибо Апостол говорит: и жена, юже видел еси, град есть великий, иже имать царство над цари земными (Апок. 17, 18)» [ Слово 18, Глава 53 ]

В толковании 11-ой главы Откровения Андрей Кесарийский также считает, что «город великий», где «зверь выходящий из бездны» убьет двух пророков (Откр. 11: 8) - это будет конкретный город Иерусалим. Таким образом получается, что я лишь продолжаю традицию Древней церкви, когда в свою очередь утверждаю, что это - не Рим и не Иерусалим, а Москва.

Если вы лишь поэтому полагаете, что я таким образом сузил смысл Откровения и перечеркнул «достижения других толкователей, которые толкуют Апокалипсис применительно ко всему человечеству», то ваш упрек относиться не ко мне лично, но ко всей Древней церкви. Впрочем, меня это не удивляет, потому что незнание Предания и традиций Древней церкви вообще характерно для Протестантов.

*   *   *

«Неужели Россия чем-то отличается от всех остальных стран?»

ОТВЕТ:  Россия, действительно, отличается от всех остальных стран. Об этом писал, например, Михаил Назаров:

Михаил Назаров:

«Всем своим развитием, от Крещения до осознания себя Третьим Римом, определился и русский общенациональный идеал - Святая Русь - не встречающийся у других народов (как подметил B.C.Соловьев, Англия охотно величает себя «старой», Германия «ученой», Франция «прекрасной», Испания «благородной»). В этом идеале было не проявление русской гордыни (как «непогрешимость» папы), а готовность жертвенно служить Божьему Замыслу...» (Михаил Назаров, «Тайна России», 1999, стр. 488).

Когда я пишу о том, что в 17-ой главе Откровения «вавилонской блудницей», является город Москва, то этим я говорю лишь о том, что начиная с XVII века до наших дней Россия и Русская Православная Церковь существенно отступила от идеалов Святой Руси. Впрочем, эта мысль далеко не нова. Она уже раньше встречалась в сочинениях Старообрядцев, а в 1907 году эту идею фактически повторил Лев Тихомиров в журнале «Христианин».

Лев Тихомиров:

«Прежде чем перейти к шестой (Филадельфийской) эпохе мировой жизни, необходимо слегка остановиться на двух отдельных эпизодах созерцания Тайнозрителя. Это именно – появление Зверя и появление Жены Любодейцы.

К какому времени должно отнести «звериное» проявление? Полагаю, что это созерцание Апокалипсиса в этом случае должно дополнить эсхатологическими местами посланий ап. Иоанна и ап. Павла. Последний говорит, что пораженный Спасителем Сатана задумал некоторую «тайну беззакония», которая уже во времена ап. Павла была «в действии», но появлению Антихриста в полной силе мешает нечто «удерживающее», или некто «Держай». Полное осуществление Антихриста было тогда еще невозможно, хотя частные «антихристы» были уже и тогда, как заявляет ап. Иоанн. Но то появление Зверя Антихриста и помогающего ему лжепророка относится очевидно к уже совсем последним временам, к седьмой (Лаодикийской) эпохе. В наше время Антихрист, всегда готовый родиться, всегда существующий в потенции, едва ли отмечается Апокалипсисом.

Но что касается Жены Любодейцы, то весьма возможно, что ее появление должно быть приурочено к пятой эпохе.
    Что такое Жена Любодеица, эта изменница Богу, любодействующая с царями земными? Оберлен очень убедительно доказывает, что это ничто иное, как павшая церковь... Но он не приурочивает этого образа ни к какой частной церкви, то есть например к Римской, как любят делать другие протестанты. По Оберлену, в истории церкви всегда сосуществуют два элемента:

1 – чистая и светлая Невеста Христова, которая никого не любит, кроме своего Небесного Жениха и всегда верна Ему,

2 – другой элемент любодеица, которая «обмирщилась», изменяет Христу для мира, любодействует с царями земными... Поэтому Оберлен не указывает никакого частного момента появления Жены Любодейцы.

Мне кажется, возможно однако и иное толкование. В Апокалипсисе, 17 глава, явление Жены Любодейцы скорее происходит как бы в некоторый определенный момент, и уж во всяком случае Тайнозритель увидел ее «в пустыне», то есть в то время, когда церковь укрылась в среду язычников, значит не в первую эпоху. Даже аналогии с Иезавелью четвертой эпохи Жена Любодеица не представляет. Та просто развратница и играет роль пророчицы. Жена Любодеица – во-первых изменница, во-вторых, представляет какое-то спокойное, животное падение, из-за низших благ земных. Но явление ее очень возможно предположить в пятую эпоху, если только Жена Любодеица есть действительно павшая церковь.

Однако – я не уверен, чтобы это была церковь. Древнейшие толкователи Апокалипсиса, компилируемые Андреем Кесарийским, считают Жену Любодеицу некоторым Царством. В самом Апокалипсисе она называется «городом, царствующим над царями земными». Но если это царство, то очевидно такое, которое было раньше очень тесно связано с Богом, со Христом, на подобие церкви. Иначе предание себя не Богу, а благам земным – во всяком случае не было бы «изменою», не было бы «прелюбодейством». Прелюбодеянием обозначается в Библии – поведение Израильского народа, но никак не Персидского или какого иного царства, никогда и не вступавшего с Господом в обручение Завета. Прелюбодеицей является у пророков «Дева Израиля», но не «Дщерь Вавилонская».

Если принять во внимание все это, то скорее всего можно представить себе, что Жена Любодеица есть никто иной, как Россия, изменившая Богу. Ни одна нация не сливала так своего гражданско-политического бытия с церковным, как Россия. Только древний Израиль представляет с нею в этом аналогию, ибо даже и Византия несла в себе наследство политического учреждения – древнего Рима, а Россия, подобно Израилю, родилась вместе с обручением Господу.

Если это печальное предположение верно – то и суд над великой Любодейцей, и ее уничтожение 10 царями, вассалами Антихриста, все это исторически должно быть относимо к судьбам России. Впрочем, это – судьбы, еще предстоящие в будущем, так как относятся к седьмой (Лаодикийской) эпохе. Появление же России в качестве Жены Любодейной (если это только она) должно в этом случае отнести как раз к нашей, пятой эпохе» [Лев Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира», 1907 г.]

К сожалению, эти идеи с трудом принимаются даже у нас в Православной церкви, а меня обвиняют порой в русофобии свои же, казалось бы, православные. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Не даром же пишет Апостол Павел своему ученику Тимофею, что «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху их; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4: 3-4).

*   *   *

«Своим толкованием вы делаете Бога как бы лицеприятным».

ОТВЕТ:  Олег, конечно, вы правы в том, что Бог не является лицеприятным и готов помочь всякому человеку, который обращается к Нему с просьбой о помощи, «и всем, ищущим Его, воздает» (Евр.11:6). И любовь Божия к людям, стремящимся ко спасению, конечно же, не зависит от их национальности, цвета кожи или страны проживания. Но дело в том, что ведь в Откровении Иоанна идет речь не о каждой отдельной личности, а о целых народах и странах в целом. И когда вы меня обвиняете, что я «делаю Бога лицеприятным» по отношению к России и вообще к русским или православным, то это верно в таком же смысле, как называть Бога лицеприятным по отношению к иудеям: «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» (Ис.54:5-7). «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего» (Ис.62:1-3).

Отсюда неудивительно, что образ «вавилонской блудницы» в Апокалипсисе Иоанна заимствован у пророка Исаии: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы... Князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они гоняются за мздою и любят подарки» (Ис. 1: 12-23). Исаия обращается здесь, как известно, к древнему Иерусалиму, но эти слова приложимы и к современной Москве.

Ведь Сам Бог говорит в Откровении Иоанна: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19). Поэтому то, что вы называете «лицеприятием», на самом деле является предизбранием отдельных народов для строительства дома Божия: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3: 9). Дом Божий должен строится, как положено, из подходящего человеческого материала. А для этого Бог избирает народы, подходящие для такого строительства. И если вы, Олег, как христианин, допускаете в Ветхом Завете богоизбранность для евреев, то почему вы не можете предположить, хотя бы гипотетически, такое же избрание Богом в целях строительства дома Божия в Новом Завете по отношению к нам - русским?

*   *   *

«Поэтому еще раз повторяю: Апокалипсис принадлежит всем христианам в разных странах...»

ОТВЕТ:  Олег, вы, конечно же, правы в том, что Апокалипсис принадлежит всем христианам в разных странах. Но вопрос заключается в том: насколько правильно понимают христиане во всех этих странах то, что сказано им в Откровении, и готовы ли они воспринять то, что Дух говорит церквам ? Например, я считаю, что в Послании Ангелу Фиатирской церкви под видом «жены Иезавели, называющей себя пророчицею» (Откр.2:20) говорится о Католической церкви, а под видом «ее детей», которых Господь обещает «поразить смертью» (Откр.2:23), говорится о протестантах. И поэтому я считаю, что такое нелицеприятное толкование Апокалипсиса может быть воспринято позитивно католиками или протестантами. Точно также думаю, что современная РПЦ пока еще не способна правильно воспринять то, что относится именно к ней в Послании Лаодикийской церкви.

*   *   *

«... и события, описанные в Апокалипсисе, имеют глобальный характер своего действия».

ОТВЕТ:  Олег, вы, конечно же, правы в том, что многие события, описанные в Апокалипсисе, имеют всемирный (глобальный) характер своего действия. Однако это не запрещает нам толковать отдельные символы Откровения применительно к конкретным странам и городам. Например, я считаю, что в 13-ой главе откровения словами: «И видел я, что одна из голов зверя как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела» (Откр.13:3),- говорится о восстановленном в скором будущем СССР в составе трех или четырех государств, о чем Вы можете подробнее прочитать в моем толковании на Книгу пророка Даниила. А дальше в 13-ой главе Откровения говорится о всемирном (глобальном) значении восстановления СССР уже для всего человечества в целом:

Откровение, глава 13

  1. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю,
  2. И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?
  3. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
  4. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе.
  5. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
  6. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
  7. Кто имеет ухо, да слышит.

Здесь, по-моему, говорится о создании Мирового правительства, то есть о будущем царстве Антихриста. И это коснется не только России, но каждого жителя нашей Земли: «И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:15-16).

Точно также в 16-ой главе Откровения предсказана война в Израиле, которая носит в Библии название Армагеддон:

Откровение, глава 16

  1. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
  2. Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя
  3. («Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его».)
  4. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.

Об этой же войне, как я думаю, говорится в 20-ой главе Откровения: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской» (Откр.13:15-16),- а также в Книге пророка Иезекииля, главы 38 и 39, а также в книге пророка Иоиля: «Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ...» (Иоиль.3:1-21).

Из этих пророческих текстов мы видим, что в этой войне соберутся под властью Антихриста («Гог из земли Магог») и выступят против Израиля армии всех государств Земли. Поэтому ваш, Олег, упрек в том, что в моем толковании Откровения якобы отвергается глобальный характер событий Апокалипсиса, мне представляется несправедливым.

Суть же дела заключается в том, что перед тем, как начнется война в Израиле, на Земле будет создано Мировое правительство. А первым шагом в его создании должно быть восстановление СССР, о чем, я думаю, говорится под видом «зверя багряного с 7 головами и 10 рогами» в 17-ой главе Откровения, а также под видом «железного царства» в 7-ой главе Книги пророка Даниила. Из этих пророчеств я делаю вывод, что Антихрист приходит к власти сперва в России, а потом уже распространит действие своей власти на весь остальной мир.

*   *   *

«Все это значит, что вы своим толкованием только вводите в заблуждение других людей».

ОТВЕТ:  Олег, я надеюсь, что вы понимаете, что у меня нет и не может быть монополии на толкование Апокалипсиса. Согласитесь, что, при желании, каждый должен иметь возможность высказать свое мнение по обсуждаемым здесь вопросам. Это можно сделать у меня на сайте в моей Гостевой книге, а также на многочисленных форумах в Интернете. Так вы можете скомпенсировать вред от моего толкования Апокалипсиса.

Если у вас есть другие вопросы, замечания или упреки в мой адрес, пишите мне на E-mail. Это может найти отражение в моей Книге писем.

Всего доброго, Андрей Мазуркевич, 03.04.2001

Подписка на обновления: