Выбрать шрифт:
Некоторые утверждают, что эти четыре Ангела суть Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил, связанные всесилием Божественного созерцания и вместе с другими бесчисленными Ангелами разрешенные в день судный для осуждения нечестивых, из которых третья часть будет истреблена. Я же думаю, что и сии суть связанные в пришествие Христово прелукавые демоны, которые по Божественному повелению, исходящему от пренебесного жертвенника, образ коего был в древней скинии, и разрешаются Божественным Ангелом для возмущения народов не только против христиан но и друг на друга, чтобы чрез сие явились одни испытанными, верными и достойными лучших наград, подобно созревшей пшенице, - высших обителей и хранилищ, а другие, подобные плевелам, - нечестивые, бесконечно грешные и не раскаявшиеся, и здесь справедливо наказуемые, получили еще более жестокое осуждение на суде. - А что связаны были при Евфрате, в том нет ничего странного ибо, по изволению Божию, до времени были осуждены одни в бездну, другие в свиней, некоторые в иные места, чтобы по совершенном окончании брани против, людей подвергнуться им вечным мучениям. А может быть, упоминанием о Евфрате указывается на то, что из тех стран выйдет антихрист. - Во множестве же бесов сомневаться нельзя; и все святые свидетельствуют, что ими переполнен воздух. - А что значит третья часть избиенных, о том говорили мы уже ранее.
Кони, думаю, означают или женонеистовых и скотоподобных людей, или подчиненных и находящихся во власти демонов; всадники, - сими управляющих; ибо у них обычно пользоваться не только взаимными услугами, но и злыми людьми, как орудиями в наветах на сродных людей. - Огненные, гiацинтовые и серные брони указывают, полагаем, на воздушное существо и пожирающую деятельность лукавых духов, убийственность и зверство которых описывается под видом львиных голов. - Исходящие из уст их с дымом и серою огонь, коим будет истреблена третья часть людей, означает или грехи, ядовитостью внушений, научений и соблазнов пожигающие сердечные плоды, или, Божиим попущением, варварами производимые опустошения городов и кровопролития, от чего, как видим, погибло не менее третьей части людей. - Истинно сказано, что ошибы их подобны змеям, имущим головы; ибо конец бесовских сеяний - ядоносный грех и душевная смерть.
И прочие от человек, иже не вреждени быша. - И сие вполне согласуется со сказанным ранее. Ибо, упомянув, что сими тремя язвами истреблена третья часть людей, добавляет далее, что тому же подвергнутся и все те, которые удостоившись пощады и сего не потерпев, остались нераскаянными и не отказались от идолослужения, убийств, прелюбодеяния, воровства и чародейства. И так явно из сего, что грех постигнет весь мир: ибо среди не познавших истины народов преобладают и неистовствуют самые разнородные заблуждения: одни поклоняются идолам, друге - твари вместо Творца, а иные, исповедуя свое ведение о Боге, делами от Него удаляются и, окружив себя образами благочестия, силы Его отвергаются и работают мамоне своим сребролюбием, которое порицает Божественный Апостол, говоря: «лихоимание есть идолослужение» (Кол. 3, 5). - Да будет же, чтобы мы, показуя чистоту и искренность веры в Бога своими делами, не услышали тот страшный голос, который говорит: «аминь глаголю еам: не вем вас» (Матф. 25, 12), и потом: «отступите от Меня все делатели неправды» (Лук. 13, 27), но чтоб услышали такой блаженный и вожделенный глас: «прiидите благословеннiи Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложенiя мiра» (Матф. 25, 34) благодатью, человеколюбием и щедротами Христа Бога нашего, волею за нас потерпевшего крест; с Ним Отцу со Святым и Животворящим Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.