Русская Идея
Андрей Мазуркевич
Толкование Откровения Св. Иоанна Богослова

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Видение Сидящего на престоле

Откровение, глава 4

  1. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.
  2. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
  3. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
  4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
  5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих.
  6. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
  7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
  8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, и внутри они исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был и есть и грядет.
  9. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, живущему во веки веков,
  10. Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря:
  11. Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по твоей воле существует и сотворено.
Толкование:

Главы 4-10 Откровения Иоанна составляют одно пророческое видение, которое начинается на небе - в мире духовном, невидимом, и с описания Сидящего на престоле - Господа Бога, сотворившего небо и землю. Сидящего на престоле окружают двадцать четыре старца, которые представляют Церковь, торжествующую на небесах. Андрей Кесарийский считает, что 24 старца означают 12 св. Патриархов, то есть сыновей святого Иакова, который родил Иуду и братьев его (Матф. 1:2), и пророков и 12 Апостолов Христовых ( Слово 4, Глава 10 ) [1], по слову Господа, данному святым Апостолам: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28).

Видение Господа Бога Сидящего на престоле в 4-ой главе Откровения повторяет видение пророка Исаии:

Книга пророка Исаии, Глава 6:

  1. Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
  2. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои и двумя летал.
  3. И взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
  4. И прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
  5. И коснулся уст моих, и сказал; вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
*   *   *

Имя Серафим означает - пламень, горение [2]. Поэтому «семь светильников огненных, горящих пред престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 5) являются Серафимами.

Престол Божий окружен «четырьмя животными, исполненными очей спереди и сзади» (Откр. 4: 6). «Первое животное было подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 7).- Описание этих животных повторяет видение пророка Иезекииля (Иез. 1: 5-10), где также сказано, что «эти животные являются Херувимами» (Откр. 10: 20).

Андрей Кесарийский:

«Множество очей (Херувимов) свидетельствует о способности их к созерцанию Божественного сияния: «очи спереди и позади» - то есть просвещаются знанием того, что было прежде и будет потом» ( Слово 4, Глава 10 ) [3].

Литература и комментарии:

[1] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 4, Глава 10.

[2] «Библейская энциклопедия», Москва, 1891, стр. 638.

[3] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 4, Глава 10.

Подписка на обновления:



1714143500.2824
1714143500.4191
0.13678693771362